Мужской монастырь Ильи Пророка Иерусалим, Часы работы монастыря в Иерусалиме,Иерусалим пророк
Илья монастырь, греческий монастырь св. Илья Иерусалим,
Святой Илья в ИерусалимеМонастырь святого Илии ИерусалимНа въезде в древний Иерусалим, на пути из Вифлеема стоит монастырь, главное здание которого построено в 20-х годах ХХ века. Казалось бы, таких мест в Израиле много, на Святой земле есть практически представители всех конфессий. Однако место это особенное. Монастырь существует с VI века, был дважды поврежден разрушительными землетрясениями в XI-XII вв. восстанавливали его на пожертвования Фридриха, императора Священной Римской империи по прозвищу Барбаросса. Монастырь принадлежит греческой православной церкви. Считается, что монастырь освящен во имя Илии, пророка, вознесшегося на небо. Однако многие историки считают, что это не совсем так. Здесь обрел вечный покой один из первых настоятелей – святой Илья, было это в далеком V веке. Он был иерусалимским патриархом, египтянином по происхождению. Также здесь погребен Илья Вифлеемский, греческий епископ в XIV веке. С тех пор арабы-православные стали называть это место Мар-Элиас. С монастырем связаны несколько преданий, значимых для верующих. Обитель стоит на высоком (около восьмисот семнадцати метров) холме, на перекрестке древних дорог. Однажды здесь оказался Илья-пророк, который спасался от преследований финикиянки Иезавели, коварной жены царя Ахава. Он совсем обессилел и упал ниц на камень. Тогда к нему явился ангел и поддержал Илью, наставил на путь последующего служения. Холм так и называется – холм Илии-пророка. Здесь же к Иосифу-плотнику, мужу Марии, явился архангел Гавриил, утешил его и велел от имени Бога принять свою жену Марию, потому что это сын Божий. И здесь же вновь явилась к волхвам рождественская звезда, символ надежды и веры. В память об этом событии в храме необычно для православных храмов расписан потолок: темное небо и горит на нем рождественская звезда. Стены храма расписаны фресками, эти фрески изображают жизнь-служение Илии от начала до вознесения на небо на огненной колеснице. Жизнь пророка в картинах окружает всех, посетивших монастырь, напоминая о вечном духовном подвиге святого. Сегодня в монастыре живет единственный монах, он и проводит службы, на которые можно прийти в пасхальную неделю. Не менее интересны окрестности близ монастыря. В конце ХХ века совсем недалеко от храма были найдены остатки византийской церкви с мозаичными полами. Археологи идентифицировали ее как церковь Кафизмы (часть Псалтири, во время чтения которой дозволяется сидеть) Богородицы. По преданию, она отдыхала здесь. И действительно, в центре небольшой церкви о восьми углах находится камень, похожий на кресло, стул. Недалеко колодец Беньямина – источник у подножия холма, где умерла Рахиль, дав жизнь сыну. Из достопримечательностей нового времени заслуживает внимания скамья, поставленная недалеко от монастыря на самом верху холма. Дело в том, что отсюда можно любоваться видом на Иудейскую пустыню, Иродион и Вифлеем. Вид очень живописный, рождающий красочные представления о том времени, соединяющий времена. В 10-е годы ХХ века по благословению Иерусалимского патриарха здесь появилась скамья. Это был памятник английскому художнику Уильяму Холману-Ханту. Был он одним из трех основателей братства прерафаэлитов, прожил в Израиле около пятидесяти лет и очень любил сидеть здесь. Рисовал, наблюдал, просто смотрел, вероятно, ощущая связь времен. А скамью после его смерти в 1910 году поставила как памятник его жена, сопровождавшая его всю жизнь. Может показаться, что обезличенная скамья – памятник, лишенный смысла. Но нет, скамья – это символ раздумий, отдыха, покоя. Так слились воедино древняя и новая история, религия и культура. Обязательно посетите это место с индивидуальным гидом на экскурсии, вы откроете еще одну замечательную страницу в истории нашей страны. Na v"yezde v drevniy Iyerusalim, na puti iz Vifleyema stoit monastyr', glavnoye zdaniye kotorogo postroyeno v 20-kh godakh KHKH veka. Kazalos' by, takikh mest v Izraile mnogo, na Svyatoy zemle yest' prakticheski predstaviteli vsekh konfessiy. Odnako mesto eto osobennoye. Monastyr' sushchestvuyet s VI veka, byl dvazhdy povrezhden razrushitel'nymi zemletryaseniyami v XI-XII vv. vosstanavlivali yego na pozhertvovaniya Fridrikha, imperatora Svyashchennoy Rimskoy imperii po prozvishchu Barbarossa. Monastyr' prinadlezhit grecheskoy pravoslavnoy tserkvi. Schitayetsya, chto monastyr' osvyashchen vo imya Ilii, proroka, voznesshegosya na nebo. Odnako mnogiye istoriki schitayut, chto eto ne sovsem tak. Zdes' obrel vechnyy pokoy odin iz pervykh nastoyateley – svyatoy Il'ya, bylo eto v dalekom V veke. On byl iyerusalimskim patriarkhom, yegiptyaninom po proiskhozhdeniyu. Takzhe zdes' pogreben Il'ya Vifleyemskiy, grecheskiy yepiskop v XIV veke. S tekh por araby-pravoslavnyye stali nazyvat' eto mesto Mar-Elias. S monastyrem svyazany neskol'ko predaniy, znachimykh dlya veruyushchikh. Obitel' stoit na vysokom (okolo vos'misot semnadtsati metrov) kholme, na perekrestke drevnikh dorog. Odnazhdy zdes' okazalsya Il'ya-prorok, kotoryy spasalsya ot presledovaniy finikiyanki Iyezaveli, kovarnoy zheny tsarya Akhava. On sovsem obessilel i upal nits na kamen'. Togda k nemu yavilsya angel i podderzhal Il'yu, nastavil na put' posleduyushchego sluzheniya. Kholm tak i nazyvayetsya – kholm Ilii-proroka. Zdes' zhe k Iosifu-plotniku, muzhu Marii, yavilsya arkhangel Gavriil, uteshil yego i velel ot imeni Boga prinyat' svoyu zhenu Mariyu, potomu chto eto syn Bozhiy. I zdes' zhe vnov' yavilas' k volkhvam rozhdestvenskaya zvezda, simvol nadezhdy i very. V pamyat' ob etom sobytii v khrame neobychno dlya pravoslavnykh khramov raspisan potolok: temnoye nebo i gorit na nem rozhdestvenskaya zvezda. Steny khrama raspisany freskami, eti freski izobrazhayut zhizn'-sluzheniye Ilii ot nachala do vozneseniya na nebo na ognennoy kolesnitse. Zhizn' proroka v kartinakh okruzhayet vsekh, posetivshikh monastyr', napominaya o vechnom dukhovnom podvige svyatogo. Segodnya v monastyre zhivet yedinstvennyy monakh, on i provodit sluzhby, na kotoryye mozhno priyti v paskhal'nuyu nedelyu. Ne meneye interesny okrestnosti bliz monastyrya. V kontse KHKH veka sovsem nedaleko ot khrama byli naydeny ostatki vizantiyskoy tserkvi s mozaichnymi polami. Arkheologi identifitsirovali yeye kak tserkov' Kafizmy (chast' Psaltiri, vo vremya chteniya kotoroy dozvolyayetsya sidet') Bogoroditsy. Po predaniyu, ona otdykhala zdes'. I deystvitel'no, v tsentre nebol'shoy tserkvi o vos'mi uglakh nakhoditsya kamen', pokhozhiy na kreslo, stul. Nedaleko kolodets Ben'yamina – istochnik u podnozhiya kholma, gde umerla Rakhil', dav zhizn' synu. Iz dostoprimechatel'nostey novogo vremeni zasluzhivayet vnimaniya skam'ya, postavlennaya nedaleko ot monastyrya na samom verkhu kholma. Delo v tom, chto otsyuda mozhno lyubovat'sya vidom na Iudeyskuyu pustynyu, Irodion i Vifleyem. Vid ochen' zhivopisnyy, rozhdayushchiy krasochnyye predstavleniya o tom vremeni, soyedinyayushchiy vremena. V 10-ye gody KHKH veka po blagosloveniyu Iyerusalimskogo patriarkha zdes' poyavilas' skam'ya. Eto byl pamyatnik angliyskomu khudozhniku Uil'yamu Kholmanu-Khantu. Byl on odnim iz trekh osnovateley bratstva prerafaelitov, prozhil v Izraile okolo pyatidesyati let i ochen' lyubil sidet' zdes'. Risoval, nablyudal, prosto smotrel, veroyatno, oshchushchaya svyaz' vremen. A skam'yu posle yego smerti v 1910 godu postavila kak pamyatnik yego zhena, soprovozhdavshaya yego vsyu zhizn'. Mozhet pokazat'sya, chto obezlichennaya skam'ya – pamyatnik, lishennyy smysla. No net, skam'ya – eto simvol razdumiy, otdykha, pokoya. Tak slilis' voyedino drevnyaya i novaya istoriya, religiya i kul'tura. Obyazatel'no posetite eto mesto s individual'nym gidom na ekskursii, vy otkroyete yeshche odnu zamechatel'nuyu stranitsu v istorii nashey strany. |